Материться стали даже дошкольники. Психолог — о том, как реагировать на детский мат. Ребенок ругается матом что делать.

Содержание

Будь то снисходительность, чрезмерная опека или социальные проблемы, причина кроется в невнимании родителей к реальным потребностям своих детей. Социально незрелые, безответственные или неопытные родители порой не в состоянии объяснить себе, почему дети не должны ругаться.

Что делать, если ребенок семи лет матерится?

Маленький ребенок, познающий окружающий мир, неизбежно столкнется с ругательствами на улице, в детском саду, в школе или даже дома. Рано или поздно наступает момент, когда мы слышим, как они ругаются. Простое любопытство или рассчитанная провокация? Что можно сделать, чтобы избавить детей от привычки ругаться, а что, наоборот, может даже навредить? Отвечает семейный психолог Алина Виноградова.

Как правило, ребенок слышит ругательства либо от окружающих его людей — на улице, в детском саду или в школе, где он встречает детей с разным социальным происхождением и, соответственно, с разным восприятием правил общения, либо дома. Когда он слышит незнакомое слово — в нашем случае бранное слово — он, естественно, хочет узнать, что оно означает. В этом случае родители могут просто спросить его: «Что означает это слово?». Иногда, однако, ребенок пытается использовать его, чтобы проверить реакцию родителей. В таком случае важно правильно отреагировать на этот конкретный вызов, о чем мы расскажем ниже.

Важно понимать, что семилетний ребенок не ругается вопреки родителям: Для него очень важно их хорошее отношение к нему и положительная реакция на его поступки. В таком случае стоит задуматься, все ли в порядке в отношениях между родителями и ребенком. Чисто теоретически, сквернословие может быть признаком психического заболевания как у взрослых, так и у детей, но встречается оно не так уж часто.

Что делать, если ребенок семи лет матерится?

Иначе обстоит дело в семьях, где сквернословие является нормой. Когда взрослый ругается при ребенке, это означает, что ребенок не понимает, какие границы он не должен переходить. Дети подражают своим родителям, у них не развивается чувство сдержанности, и сквернословие становится нормой.

Почему это плохо?

Насколько опасен мат для ребенка? Помимо того, что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста заостряет внимание на определенных вопросах, раннее употребление бранных слов также влияет на его общение с окружающими. Общество будет реагировать на семилетнего ребенка, который матерится, как на выходца из маргинальной среды, где бранные слова — обычное дело. И такая реакция, вероятно, не пойдет ребенку на пользу. Тень будет падать и на семью.

Более того, на детей влияет не столько среда, сколько сама среда. Если богохульство является нормой в окружении ребенка, он может подвергнуться другим, еще более вредным и опасным влияниям. Конечно, известны исключения, когда взрослые употребляли сквернословие в семейном кругу и при этом хорошо относились и любили своих детей. Однако эти исключения лишь подтверждают правило

Почему дети матерятся?

Послание, содержащееся в использовании бранных слов, зависит от опыта ребенка, связанного с этим словом. Например, друзья могут сказать ему: «Есть такое слово, очень плохое» — и он будет молча владеть этим знанием, он может спросить об этом у родителей. Если кто-то в его присутствии использует бранное слово для выражения своих чувств, когда ребенок окажется в похожей ситуации, например, когда он рассердится или обидится, он произнесет это слово. Эмоциональное использование означает, что ему/ей не только сказали, что бранные слова существуют, но и показали, как их использовать. Тогда он/она уже может попробовать использовать их дома и проверить реакцию родителей.

Часто дети не могут выделить грубые слова из общего потока речи, например, на улице. Для нас, которые уже все знают, такие слова заметны и имеют определенное значение. Когда маленький ребенок слышит что-то непонятное, он может спросить, что это такое.

Что делать, если ребенок семи лет матерится?

Даже в возрасте трех-четырех лет ребенок может сказать: «Мама глупая! Папа глупый!». Это происходит непреднамеренно: это просто попытка найти слова для выражения негативного чувства. Точно так же ребенок может использовать бранные слова, эмоциональное значение которых он узнал из опыта (т.е. наблюдая за другими людьми).

Почему дети и подростки матерятся

Если углубиться в вопрос, почему дети и подростки используют бранные слова, то одной из причин является инициация (переход человека на новую ступень развития в рамках узкой группы или общества в целом). Это знакомство с миром взрослых: Раньше дети не использовали бранные слова, теперь они стали взрослыми и начинают использовать их на своей «территории».

По этой причине молодые люди часто ругаются намеренно. В отличие от детей младшего возраста, которые используют бранные слова, но изо всех сил стараются скрыть их от родителей, подростки делают это вслух: «Я взрослый! Я могу это выдержать!». Задача состоит в том, чтобы выяснить, обращает ли кто-то на них внимание, делают ли им замечание или нет, приемлемо ли такое поведение в данной культуре или нет.

Грязь может быть выражением протеста, относящимся ко времени «максимальной взрослости», эмансипации. В этом случае язык будет ярким, вычурным, с многочисленными вариантами ненормативной лексики. Подросток также может «проверять на прочность» взрослых и их границы.

Другая причина такого поведения — попытка заявить о себе как о лидере и выделиться среди сверстников. Типичный пример — когда первоклассник в средней или старшей школе начинает громко и нецензурно ругаться и сквернословить.

Младшие дети обычно не понимают контекста, но считывают эмоции.

Например, отец громко и эмоционально ругался в присутствии своего ребенка. Ребенок может не ассоциировать это с конкретным событием, конкретным эмоциональным состоянием, но он сразу же считывает эмоцию, которую несет это слово или с которой оно ассоциируется. Он запоминает его как новое, отчасти потому, что оно кажется ярким. Это явление называется «вербализм»: ребенок знает «умное взрослое слово», не понимает его смысла, но может использовать его для красного словца или, например, если что-то действительно приспичило.

Кстати, дети постарше иногда тянутся к тем, кто матерится. Этому есть несколько причин. Возможно, этот человек уловил новую тенденцию и находится «не в сезон»: он делает то, что сейчас кажется «ненормальным» и станет нормальным и обыденным только через несколько лет. Вторая причина — это смелость, внутренняя свобода этих людей. То есть они ведут себя ненормально, но не скрывают этого, не думают о том, осудят ли их другие, они честны с собой. Человек делает то, что считает правильным, и эта смелость привлекательна. Может быть, дело в гениальности: если кто-то достаточно смел, чтобы так себя вести, то он часто бывает и внешне гениален, физически. И это, конечно, тоже привлекательно.

Что делать, если ребенок матерится

Конечно, не стоит хвастаться, закатывать глаза, яростно ругаться или обращать внимание на новое слово в языке ребенка. С маленькими детьми важно, чтобы родители спокойно реагировали на ненормальное поведение и могли отвлечь ребенка. Например, отвлечь его или ее от определенного слова.

Также стоит читать хорошие, подходящие книги и формировать активный словарный запас, чтобы ребенок мог выражать чувства и эмоции, не используя плохие слова. Можно даже поиграть в «словесные игры»: «Я слышу, ты хочешь мне что-то сказать. Как ты можешь сделать это по-другому? С помощью каких слов?». Вместо того чтобы поучать, лучше направить процесс в конструктивное для развития русло.

Если ребенок слишком часто использует бранные слова, следует объяснить ему, что это плохие слова и что их не принято употреблять в семье. Вы можете признаться: «Да, ты слышишь эти слова от знакомых и одноклассников, на улице, но кроме как в экстренных ситуациях, мы стараемся их не употреблять». Самое главное — не объяснять слишком много: Лекции могут вызвать реакцию. Также важно, чтобы все члены семьи соблюдали правила: Например, если есть правило, что в доме нельзя ругаться, то и ругаться нельзя. Это особенно важно для молодых людей.

Должен быть баланс — ребенок не должен расти в тепличных условиях. Да, в семье есть правила, и они соблюдаются. Но детей не следует ограждать от определенной информации: Они все равно ее увидят или услышат.

Что касается наказаний, то они не работают. Потому что все, что остается у ребенка или подростка, — это обида на родителей, которая сильнее, чем ожидаемая польза. Вообще, «наказывать» означает «назидать», объяснять, повторять. Санкции должны быть, но с подростком важно все проговорить заранее: и правила (которых придерживается вся семья), и «наказания», которые последуют за нарушением договоренностей. Так работает метод «общественного договора».

Советы педагогам

Когда дети дошкольного возраста начинают оскорблять или ругать друг друга, воспитатель должен сначала увеличить дистанцию между детьми. Это связано с тем, что одним из механизмов развития конфликта в этом случае является механизм «психологического заражения». Это значит, что дети подходят, видят происходящее, не понимают сути, но хотят участвовать.

Также важно научить ребенка понимать и выражать чувства: «Я вижу, что ты сердишься. То, что ты чувствуешь, — это гнев, ярость. Как еще ты можешь выразить это? Может быть, ударить подушку или порвать лист бумаги?». Можно найти занятие, которое не только выразит гнев, но и успокоит и уравновесит эмоциональное состояние.

Учитель должен поговорить с родителями, даже если есть матери и отцы, которые сразу же начинают защищаться и ожидают критики или нападения. Однако таким образом учитель может понять, какая культура приемлема в семье, что разрешено, а что нет.

Когда речь идет о студентах и молодежи, учителя должны как можно спокойнее реагировать на непристойности и ругательства. Молодые люди часто ожидают, что их накажут или сделают выговор. Можно использовать противоположную реакцию, например, похвалу. Не за ругательства, конечно, а за что-то другое, например, за интересную мысль. А затем предложите перефразировать ту же мысль.

Конечно, учитель, классный руководитель или «классный руководитель», устанавливает свои правила. Важно, чтобы их было немного (если их будет 15, ребенок все равно их нарушит) и чтобы они были понятны. Например, можно составить три правила, которые важны для учителя, например, о дисциплине или неиспользовании бранных слов. Но, как правило, даже вызывающие, назовем их так, подростки стараются следовать правилам, если они уважают человека — учителя. В этом случае, даже если что-то выйдет из-под контроля, например, в гневе, подросток извинится: чувство вины работает (в хорошем смысле).

Вот еще три совета учителю о том, что делать, когда в классе ругаются

Установите нормальные рабочие отношения с детьми, чтобы вы договорились, например, что не будете ругаться. Кроме того, если ребенок ругается, учителю легче понять, почему он ругается.

Когда ребенок ругается, важно помочь ему обдумать свои чувства, дать ему пространство для эмоций. У учителей часто мало времени, но необходимо остановиться и поразмышлять: что на уме у ребенка, который хочет ругаться? Когда подросток поймет, что с ним происходит, можно подумать, что еще можно сделать в такой ситуации.

Если возник тупик, важно определить его (у каждого учителя свой способ сделать это), а затем вернуться и поговорить об этом. Но не спорить, а поговорить: «Что с тобой не так, почему ты чувствуешь, что хочешь поссориться? «

Некоторые учителя до сих пор прибегают к старому методу «выгнать из класса». Но, во-первых, во многих школах это запрещено: Непонятно, что ребенок будет делать за дверью, это небезопасно. А во-вторых, это бесполезно. Выгоняя ученика из класса, учитель делает ставку на социальную изоляцию: человеку по своей природе опасно быть одному, без группы. Но результатом будет только обида на учителя, а это вымогательское чувство, не ведущее ни к чему хорошему.

В жизни может случиться всякое — иногда чувства или переживания подростка настолько сильны, что плохое слово приходит само собой. И за это трудно ругать подростка: Мы учим их жить со своими чувствами. Что вы можете сказать подростку, которому уже трудно сказать, что он хотел сказать не «разочарован», а грязное слово из шести букв? Единственное решение здесь — понимание и прощение.

Почему дети ругаются матом

Подцепил в садике

Ребенок растет, развивается и покоряет мир языка, в том числе и мир бранных слов. Но для каждого возраста оно имеет свой смысл.

Например, трехлетний ребенок и даже ребенок до пяти лет может понимать все слова подряд. Таким образом, он может изучать как мир, так и себя в этом мире. Поэтому он приносит грязные слова домой и показывает их родителям, как и все остальное.

— И здесь есть еще один нюанс: когда малыш произносит бранное слово и делает это неосознанно и неуместно, это часто кажется смешным. Взрослые улыбаются и смеются, эмоционально одобряя его поведение. Но они говорят, что такие слова «плохие» и их не следует произносить. В поведении родителей возникает противоречие. Слова говорят одно — «нельзя», но на эмоциональном уровне сигнал совсем другой — это «весело», — говорит Марина Розенова.

Ребенок ориентируется на эмоциональные реакции, потому что здесь они яркие и позитивные, и делает вывод: «Нам нужно больше таких слов», потому что это весело и доставляет родителям удовольствие».

— Поэтому с малышами, которые приносят в дом неподходящие слова, нужно действовать правильно. Обратите внимание, но не слишком эмоционально, чтобы не исправлять ситуацию и дать понять ребенку, что вам это не нравится и что такие слова нехорошие и их не следует употреблять, — говорит Марина Розенова. — Необходимо терпение и такт, потому что ребенок будет пробовать эти слова еще не раз». Однако обычно такая работа родителей приводит к хорошему результату: попытки ребенка спровоцировать родителей исчезают».

Интересно отметить, что правильное поведение и реакция родителей помогают справиться с детской бранью даже в тех семьях, где родители сами иногда употребляют бранные слова.

От 5 до 12: где границы дозволенного

По мере взросления детей, с пяти-семи лет и до одиннадцати-двенадцати лет, сквернословие становится способом нарушить табу, выйти из контекста, поэкспериментировать с последствиями и испытать новые возможности и состояния души.

— Поскольку в эти годы использование бранных слов обычно фрагментарно, а ребенок все еще сильно привязан к родителям и эмоционально зависим от них, здесь вполне достаточно мягкого напутствия приложить усилия, чтобы не произносить эти слова. И использовать в качестве аргумента критерий «некрасивый». Этот критерий понятен, не давит и легко принимается — он не вызывает протеста», — говорит Марина Розенова.

В то же время помогайте ребенку познавать мир, развивать мышление и навыки речи, улучшать общение с другими людьми и обретать больше уверенности в себе. Когда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, необходимость в этих эмоционально заряженных словах отпадет. По крайней мере, они перестанут быть проблемой.

От 13: я стар, я суперстар!

С подростками вопрос о сквернословии решается сложнее.

— Для подростков сквернословие — это и способ показать, что они принадлежат к миру взрослых, например, «я не ребенок», и способ выделиться, и способ преодолеть неуверенность и слабость, и механизм почувствовать связь со сверстниками и своим «обществом», и способ привлечь внимание. Для подростка это способ дать сигнал «это я, обратите на меня внимание». Это также способ снять невероятное напряжение, которое физически и психологически бушует в мире подростка», — объясняет Марина Розенова.

Причины, как всегда, нужно искать в себе, считает эксперт

  1. Дает о себе знать общее раскрепощение и более свободное поведение человека в принципе. У нас в обществе сейчас значительно меньше ограничителей, больше внимания к правам и свободе личности. Не принято одергивать чужих сквернословящих подростков. Сами говорим, что на язык придется.
  2. Высокий уровень требований к человеку и напряженность жизни. Отсюда потребность в быстрой эмоциональной разрядке. Так и тянет выругаться, хотя, конечно, если не следовать за первейшими позывами, есть и другие способы переключиться.
  3. Значительный уровень противоречий в обществе и нерешенных проблем. Это важный источник разрастания масштабов ненормативной лексики среди взрослых и подростков. Что называется, хочешь не хочешь, а других фраз для описания ситуации иной раз и не подберешь.
  4. Проблемы в схеме воспитательной работы с подростками и детьми в системе «семья-школа».

Как отучить ребенка материться

Как говорится, тренироваться надо, пока ребенок на скамейке. С молодыми людьми, которым уже за двадцать, нужно работать системно.

  1. Можно поизучать и заинтересовать ребенка, что есть в науке о ненормативной лексике. Ведь когда мы знаем о каком-то явлении много, оно перестает действовать на автоматическом и примитивном уровне. Появляется выбор, и подросток уже не так оказывается привязан к этим языковым форматам. Возникает ситуация: «Эти слова можно знать, но необязательно их применять».
  2. Важно укреплять личность подростка, помогать ему развиваться. Если он не чувствует себя покинутым и беззащитным, не нужны экстраординарные способы самоутверждения. Плюс очень важный аспект — укреплять и развивать самоконтроль подростка.
  3. Нужен важный разговор по поводу личности подростка, его планов, того, что родителю хотелось бы радоваться за его успехи. В общении важно подчеркнуть взросление молодого человека, его большую ответственность, его силы и способности.

— Общий тон беседы должен быть не запретительным, а направлять их, помогать им понять свою личность, свои способности и возможности улучшить свою способность жить и учиться. И в этом контексте стоит вновь обратиться к эстетическому критерию: «Нехорошо использовать плохой язык, у вас и без него достаточно возможностей чувствовать себя нормально», — объясняет Марина Розенова, — «Работа с грязным языком жизненно необходима. Наш язык и наше мышление взаимосвязаны, и когда мы уплощаем и огрубляем наш язык, мы огрубляем и примитивизируем всю эмоциональную и духовную сферу человека. Поэтому бороться с этой проблемой можно и нужно».

Источники

  1. R. Stephens, O. Robertson. Swearing as a Response to Pain: Assessing Hypoalgesic Effects of Novel «Swear» Words. // 2020. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.00723/full

Дошкольный возраст

В возрасте 4-5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно она уходит корнями в суждение «Я сам». В дошкольном возрасте вербальные процессы и контроль поведения уже достаточно хорошо развиты.

Поэтому ругательства и использование отдельных бранных слов вполне уместны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» интегрированы в язык ребенка и используются глаголы, прилагательные и существительные, это уже языковой навык. Искоренить его не так просто; для этого необходимо полностью изменить окружающую среду. Хорошая идея — отправить ребенка в летний лагерь или к культурным родственникам во время летних каникул, где не принято посылать их на три буквы. Несколько недель в другой обстановке заставят ребенка адаптироваться и понять, что можно жить по-другому и даже более комфортно.

Слова-связки

Если бранные слова вставляются в поток детских мыслей только для того, чтобы прояснить смысл, или вообще не связаны со смыслом, то это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, что означают эти слова и почему они уместны на строительной площадке, но не для маленькой девочки с ангельским личиком.

Мать и дочь могут поговорить о кодексе принцессы, а отец и сын — о правилах для мистера Супергероя. Вы также можете использовать знакомые образы, которые являются позитивными с точки зрения языковой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (Супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, малыш перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипуляции с бранными словами совершаются либо для привлечения внимания, либо для того, чтобы его избежать. В любом случае взрослым необходимо тщательно пересмотреть модель воспитания.

Получает ли ребенок достаточно? Удовлетворяются ли его реальные потребности? Получает ли он достаточно правильного внимания; не слишком ли строги ограничения? Снисходительны ли бабушки? Стали ли устройства средством, чтобы занять ребенка? Заменил ли YouTube без цензуры детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями игнорирование — самый важный метод.

«Непослушное» поведение, которое остается незамеченным взрослыми, заставляет ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно. Независимо от того, откуда взялась непристойность, ее можно прояснить в диалоге в возрасте 4-5 лет. Сначала выясните. Понимает ли ребенок значение слов и предложений. Во-вторых, поговорите с ним о бранном слове как о части языка — не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих профессий, в бедных районах, в тюрьмах, в бандах, среди пьяниц и наркоманов и т.д.

Техника 1.

Играйте на знаниях ребенка о социальном статусе, рассказывая об очень культурных предках, известных людях в своей семье. Рассказывая о бабушках и дедушках, упомяните, что они были очень образованными и культурными, имели высокие требования к себе, умели ясно и четко выражать свои мысли, но никогда не употребляли плохих слов.

Поговорите о самоуважении и уважении к другим. Погружение в семейное древо и воспитательная дискуссия — это не только способ избавиться от бранных слов, но и укрепить самооценку ребенка через гордость за своих предков.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов и их истории. Попробуйте вместе с ребенком найти синонимы и договоритесь, что он будет использовать синонимы вместо бранных слов. Это работает и в обратном направлении, потому что у ребенка уже есть табу на такие синонимы, как «пися» и «плюх». Эти слова недопустимы за обеденным столом или в общественных местах. Поэтому запрет на синонимы и запрет на «мат» сработает.

Школьный возраст

Если ребенку в этом возрасте еще не удалось избавиться от привычки сквернословить, он научится контролировать ее и адаптировать к обществу, в котором он находится.

Дома он перестанет ругаться, но во дворе вполне может случиться так, что игрушки дерутся и ругаются «пока родители не смотрят». Появление взрослого среди сверстников — распространенный способ самоутверждения.

Вы можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контролировать расходы, помогать по дому, участвовать в принятии решений, делать самостоятельный выбор (мебель, цвета, новогодние подарки). Беседы, терапевтические истории, работа с психотерапевтом, изменение обстановки — вы можете использовать все доступные вам средства. Но лучшее средство — это ваш собственный пример.

Пусть папа «откажется» от ругани с сыном с условиями конкурса. Или прислушайтесь к диалогу вашего ребенка на улице и за ужином, скажите без намеков: «Сегодня некоторые дети так ругались, когда ты играл! Я услышала это и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! ‘ Это почти всегда срабатывает с сознательными детьми.

Внимательно следите за тем, как и с кем ребенок общается в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Постарайтесь применить все возможные фильтры, чтобы оградить вашего незаинтересованного ребенка от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

Попутное замечание! Поскольку ковер в своей естественной форме является выражением негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества развивающейся личности. Воспитатели должны следить за тем, чтобы ребенок не использовал плохие слова для выражения своих страхов, гнева, горечи, мести.

В противном случае следует срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Все родители понимают, почему подростки ругаются. Чтобы самоутвердиться, показать свою взрослость, справиться с ситуацией, защитить себя от контроля старших. Несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неадекватно и используют неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Молодой человек хочет иметь равные права, но не готов взять на себя равную ответственность. Он хочет быть взрослым, но психологически и физически не готов к нагрузкам взрослого. Лучший способ работы с молодым человеком — это сотрудничество, партнерство с элементами зависимости от взрослого. Даже дружба здесь неуместна, потому что друзья — это избранная категория, к которой родители не относятся.

Выбирайте решения. Помогите своему ребенку-подростку самоутвердиться через творчество, спортивные достижения, успехи в учебе. Поддерживайте кумиров вашего сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите смысл любимой песни, как на уроке литературы. Позволяйте ребенку не соглашаться и спорить, поощряйте умение выражать свои мысли без ругани. И в то же время спросите, почему создатель рэп-песни использовал непристойную языковую конструкцию: для усиления воздействия (ведь там больше описательных слов!) или просто для рифмы?

5 типичных ошибок родителей в борьбе с детским матом

дети матерятся с раннего возраста почему

Проблема сквернословия у детей, безусловно, требует решения. Но в некоторых случаях родители перегибают палку.

Какие ошибки не следует совершать, пытаясь «исправить» ругающегося ребенка:

1. Делать из мухи слона

Когда ребенку делают замечание за сквернословие, не следует чрезмерно подчеркивать «ужасность» ругательств. Это важно, потому что многие взрослые ругают детей так, как будто они совершили настоящее преступление. Важно донести до ребенка, что сквернословие — это не «плохое поведение», а «нецивилизованное поведение». Это совершенно разные понятия.

2. Ограждать ребенка от общения со сверстниками

Многие взрослые не находят другого выхода, кроме как запретить ребенку общаться с «плохими» детьми. Вы определенно не должны этого делать, если ваш ребенок обзывает вас. Ваши действия не окупятся. Во-первых, многие ругаются в школе, а значит, этому нужно учиться дома. А во-вторых, ребенок отреагирует на ваши запреты яростной обидой и бунтом.

3. Запрещать мат «просто так»

Для взрослых это понятная аксиома, что сквернословие не является частью культуры. Но для ребенка до 8 лет нотации взрослых — пустой звук. Поэтому наставление не ругаться «потому что я так сказал» точно не сработает. Если вы хотите исправить проблему, вам нужно более четко и понятно объяснить ребенку, почему ругаться запрещено.

4. Стыдить ребенка прилюдно

Когда ребенок вдруг произносит бранное слово на публике, родители хотели бы исчезнуть со сцены. Да, ситуация неприятная. Но это не повод наказывать и стыдить ребенка на людях. Окружающие, возможно, скоро забудут эту «ошибку», но ребенок может носить пережитый стыд с собой всю жизнь. Лучшее решение — повременить с наказанием и воспитывать ребенка дома.

5. Обобщать

Когда приходит время наставлений и наказаний, многие родители уже не контролируют ситуацию. Важно говорить конкретно о поведении ребенка, а не о «грехах» прошлого. Лучше всего избегать слов: «Ты плохо себя ведешь, раз так говоришь». Важно подчеркнуть, что плохое поведение ребенка, а не его самого! А «глобальные» обвинения только пошатнут уверенность ребенка в себе.

Что надо делать, если ребенок матерится: 7 рекомендаций психологов

Причины почему ребенок начал материться

В борьбе с жестоким обращением с детьми слишком легко перейти ту грань, когда воспитание приносит больше вреда, чем пользы. Вот несколько полезных советов, которые помогут взрослым взять ситуацию под контроль.

1. Отнеситесь спокойно

Ребенок никого не ударил, не мучил кошку и не сломал дорогой прибор. Но он произнес неподобающее слово. Так стоит ли реагировать на это настоящей бурей эмоций?

Постарайтесь сохранять спокойствие и воздержаться от суровых наказаний. Это особенно важно, когда ребенок ругается в возрасте 3 или 4 лет. В этом случае попробуйте сделать следующее: не реагируйте вообще, как будто вы ничего не слышали. Как правило, малыш сразу же забывает непонятное слово, потому что родителям это неинтересно. А если мама и папа реагируют бурно — сердятся или, наоборот, смеются, — ребенок понимает, что эти «иностранные» слова привлекают внимание, и заинтересуется ими еще больше.

2. Поймите, почему ребенок ругается

Прежде чем что-то предпринимать, важно понять, почему ребенок старше 8 лет ругается. В этом возрасте дети уже понимают, зачем вообще нужно ругаться. Возможно, ребенок ругается, потому что его обидели или оскорбили, и он копирует ваше поведение в подобной ситуации? Более того, дети в период полового созревания используют ругательства, чтобы проверить границы допустимого.

Вы должны понять их мотивы. Спокойно поговорите с ребенком и выясните, что побудило его перейти от обычного языка к ругательствам. Если ваш ребенок увидит, что вы вмешиваетесь, он, скорее всего, расскажет о проблеме. Тогда вы сможете принять меры — поговорить о надлежащем поведении в общественных местах и дома.

3. Если нужно, объясняйте значение слов

Обычный случай: ребенок приходит с улицы и спрашивает родителей, что означает слово из трех букв. Он услышал его от кого-то и теперь хочет узнать, что оно означает. Не паникуйте, ребенок пришел только за помощью. Лучше, если родители расскажут ему значение слова, иначе это сделают сверстники (и информация, скорее всего, будет неверной). Объясняйте спокойно. И, конечно, поясните, почему лучше не употреблять его на людях.

Не только дети до 7 лет ругаются, не понимая значения слов, которые они произносят. Многие подростки также не понимают смысла ругательств. Ребенок рассуждает следующим образом: «Ребенок не умеет ругаться, но он может ругаться: «Так говорят все, значит, и я тоже могу». 2

4. Скажите о своих чувствах

Вместо того чтобы отчитывать ребенка за ругательства, подберите другие слова. Позвольте ему выразить свои чувства и эмоции по этому поводу. Такие варианты, как «Нехорошо говорить о своем ребенке, нормально говорить о своем ребенке»; «Мне неприятно это слышать»; «Не могу поверить, как ты разговариваешь».

5. Научите ребенка грамотно выходить из конфликтов

Если ругань возникает только как выражение агрессии, гнева или раздражения, задача родителя — научить ребенка держаться подальше от конфликтных ситуаций. В этом случае ребенок просто не понимает, как себя вести. И самое очевидное, что он может сделать, — это «обзывать обидчика».

Поговорите с ним и покажите ему, что вы понимаете его чувства. Объясните ему как можно более доходчиво, что ругань не поможет в конфликтных ситуациях. Это только усилит ссору. Приведите примеры того, как лучше показать собеседнику или обидчику свои негативные чувства.

Что делать, если советы не помогают, и ребенок продолжает материться?

ребенок ругается матом

В некоторых случаях даже грамотная стратегия родителей по отучению детей от ругани не срабатывает. Не поможет ни спокойный разговор, ни положительный пример. Поэтому самое время обратиться за помощью к психологу, пока ситуация не вышла полностью из-под контроля и ребенок больше не умеет общаться должным образом.

Около 45% детей младшего школьного возраста в ходе опроса о значении для них бранных слов заявили, что они вошли у них в привычку. Таким образом, бранные слова настолько вошли в лексикон детей, что они уже не могут контролировать то, что говорят. И неважно, где они находятся — в компании сверстников, в классе в школе или дома с родителями. Это отрезвляющая статистика.

Сквернословие — это нездоровая модель поведения. Для ребенка уже стало плохой привычкой выражать свои чувства и эмоции с помощью ненормативной лексики. Но проблемное поведение можно скорректировать. Для этого предназначены методы поведенческой психологии.

Одно из новых направлений — курс 7Spsy, который поможет вам избавиться от ругани и перестать ругаться. Это запатентованный метод, основанный на теориях И.П. Павлова, Б.Ф. Скиннера, А.А. Ухтомского и других.

Научите ребенка говорить четко

После обучения ребенок сможет корректировать проблемное поведение. Он поймет, что сквернословие — худший способ быть принятым в «крутое» общество сверстников. Сквернословие не сближает, а отталкивает культурных, образованных людей. Когда ребенок усвоит позитивные модели поведения, ему будет гораздо легче справиться с негативными чувствами, которые часто приводят к вспышкам агрессии и ругани. Он поймет, что любой конфликт можно разрешить более мирным путем, не прибегая к оскорблениям.

Курс по изменению поведения 7Spsy проводится в удобном формате дистанционного обучения. Курс может длиться до 6 недель. Ребенок работает самостоятельно, родителям нужно только напоминать ему о занятиях с психологом. Ребенок получает все необходимые консультации и ответы на свои вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чатах.

Многие взрослые понимают, насколько неуместной может быть устная речь. Но ребенок только учится общаться с людьми. Важно, чтобы родственники помогли ребенку «привыкнуть». Позже ребенок будет благодарить вас за то, что вы научили его общаться «нормальным», не оскорбительным способом.

1. 1. «Распространенность бранных слов среди школьников» (журнал «Ученые записки ЗабГГПУ», 2011), А. В. Ковалева (https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranyonnost-netsenzurnoy-leksiki-u-shkolnikov/viewer).

2. «Давайте воздержимся от употребления выражений!» (журнал «Здоровье детей», № 1, 2009), В. Анисимов.

3. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», 2003 г., Л. М. Семенюк.

Используйте систему наказаний

Если не удается избавить ребенка от привычки употреблять бранные слова, приходится прибегать к системе наказаний. Наиболее эффективным в этом случае является временное изъятие любимых предметов — мобильных телефонов, планшетов, компьютеров и других инструментов для внеклассной деятельности ребенка. После нескольких раз без любимого смартфона ребенок быстро поймет, что ругаться нехорошо.

Вместо того чтобы учить ребенка, что ругаться — это плохо, вы можете применить другой подход. Например, сосредоточьтесь на том, чтобы поощрять и поддерживать других своим языком. Чаще поощряйте своих детей и партнера, чтобы показать положительный пример, и со временем другие поймут это.

Надеюсь, эти советы помогут вам изгнать ругательства из лексикона ваших детей (и вашего собственного).

Чтобы прочитать больше полезных статей для родителей, подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен. Также мы открыли канал в Telegram — следите за нами, если вам удобнее общаться в этом формате.

Оцените статью
womansinfo.ru