Нужно ли давать карманные деньги детям. Сколько карманных денег давать подростку.

Содержание

Данные являются биржевой информацией, принадлежащей Московской Бирже. Распространение, передача или иное предоставление рыночных данных третьим лицам возможно только в порядке и на условиях, изложенных в Порядке использования рыночных данных Московской биржи.

Сколько карманных денег давать подростку

Деньги — важная часть нашей жизни, но немногие родители могут открыто говорить на эту тему со своими детьми. Мы учим наших детей пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться друг с другом — но почему-то надеемся, что они разберутся во всем сами.

Финансовой грамотности нужно учить. Однако зачастую мы сами не знаем, как обращаться с финансами, и не можем как следует поговорить об этом с нашими детьми. Вот некоторые из самых популярных заблуждений родителей о деньгах.

«Я куплю то, что мне нужно, так проще», — можете сказать вы. Легче, но не лучше в долгосрочной перспективе.

То, чему мы учимся в детстве, мы автоматически повторяем во взрослой жизни — и хорошо бы знать не только, как завязывать шнурки, но и как грамотно распоряжаться своими финансами. Вот почему карманные деньги — отличное подспорье для детей и родителей.

Ведение собственного бюджета учит детей покупать то, что им действительно нужно, откладывать на потом сиюминутные порывы, экономить и распределять. Сбывается мечта каждого родителя — иметь возможность ходить за покупками без спроса. Формируется понимание ценности денег: с деньгами обращаются бережнее. Кроме того, ребенок оттачивает свои навыки счета.

Постепенно развиваются навыки оценки, экономии и планирования. Это долгая и трудная задача, поэтому лучше начинать как можно раньше. Даже в детском саду хорошо давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания — например, «выбери себе мороженое». А 6 лет — очень хороший возраст для полноценного старта.

«Выдавая карманные деньги, не пускайте дальнейшую ситуацию на самотек. Обязательно запрашивайте обратную связь: «Расскажи, как ты распорядился своим бюджетом на этой неделе». Пока ребенок маленький, он с радостью с вами поделится (особенно, если вы будете хвалить его за удачные решения). Если же затянуть и начать эту историю в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением: «Я же самостоятельный, не буду перед вами отчитываться»

Представьте, что вы идете в магазин, чтобы что-то купить, а ваш ребенок отчаянно хочет другую игрушку. «Я не куплю ее, потому что у нас нет денег» — очень распространенный и совершенно неэффективный аргумент.

Во-первых, это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, оплачиваете покупки — а в нем лежат деньги. В результате у ребенка может возникнуть взрыв на кассе — или просто непонимание, недовольство и ощущение, что его интересами пренебрегли.

Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вы должны преследовать стратегическую цель — научить ребенка тратить осознанно. Объясните ребенку, что существуют разные категории покупок: вещи, которые нужно купить прямо сейчас, и вещи, которые хочется, но, возможно, придется подождать.

Всегда договаривайтесь о том, что вы хотите купить, прежде чем отправляться за покупками. Если ваш ребенок не хочет покупать что-то, отложите покупку до следующего посещения магазина. Только убедитесь, что вы выполняете свое обещание: Если вы обещаете пойти за шоколадом в пятницу, то так и сделайте.

Если ваш ребенок знает, что его «желание» гарантированно исполнится, он будет спокойнее относиться к мысли о том, чтобы отложить его. В будущем этот навык позволит ему не тратить всю зарплату в первые дни, находить лучшее время для покупок и экономить деньги.

Карманные деньги и оценки — это совершенно разные категории, и их не следует путать друг с другом. Не стоит давать ребенку деньги за хорошие оценки и «наказывать» его за неудачи. Лучше честно объяснить ребенку, почему он должен хорошо учиться в школе — и что это в первую очередь в его собственных интересах.

«Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований»

Но и просто возможность заработать дополнительные деньги полезна. Так ваш ребенок узнает «ценность денег» — что они не падают с неба, а зарабатываются тяжелым трудом.

Придумайте специальные задания, которые не входят в обычные обязанности ребенка, и оплачивайте их. Задания должны быть посильными и соответствовать возрасту: В 7 лет вы можете собирать ягоды под присмотром бабушки, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно собрать белье в прачечной.

Будьте готовы платить каждый раз, когда вам придется выполнять одну и ту же работу снова! Вы заключили своего рода трудовой договор — и вы не можете его нарушить.

Будьте пунктуальны и не подрывайте доверие ребенка. Помните о долгосрочных последствиях: вы же не хотите, чтобы ваш развивающийся ребенок думал, что это нормально — работать допоздна, когда начальник ругается.

Вы не должны платить за рутинную работу по дому (мытье посуды, выгул собаки), потому что другие члены семьи за нее не платят. Было бы несправедливо платить ребенку.

Ты бы тратил свои карманные деньги только на то, о чем я тебя прошу.

Любому родителю нелегко видеть, как его честно заработанные деньги тратятся на игровые дни и прочую ерунду. Помните, главная цель — научить ребенка разумно и самостоятельно вести бюджет. Если безопасность не является проблемой, лучше всего предоставить ребенку как можно больше свободы при совершении покупок и повышать голос.

Предоставление свободы не означает, что вы должны полностью себя регулировать. Регулярно просите ребенка рассказать вам, как он потратил бюджет. Обязательно отмечайте хорошие решения, не требуя от них строгой отчетности и не критикуя их. Помните, что каждый ребенок (а особенно подросток) совершает много необдуманных трат. Если вы правильно реагируете на них (не ругаете громко, а спокойно разбираетесь и даете советы), каждая ошибка становится трамплином для практического обучения.

Давать карманные деньги или нет

Для 87% родителей (и я в их числе) это больше не проблема. Они дают своим детям карманные деньги. Я очень даже за то, чтобы давать карманные деньги. Позвольте мне объяснить почему.

С детства дети должны понимать, что деньги любят счет

Пособие — это единственный способ для ребенка научиться распоряжаться деньгами и понять, что за все свои траты нужно отчитываться.

Карманными деньгами можно распоряжаться.

Какую сумму выдавать

Многие родители задаются вопросом: «Если я даю деньги, то сколько?». Опыт разных стран — типичный пример:

  • В США размер карманных денег привязывают к возрасту. В 7лет – 7$ долларов в неделю, в 10 лет – 10$.
  • В Германии выдача карманных денег подкреплена законодательно. Есть даже специально разработанная таблица платежей: начиная с 5 лет, ребенок должен получать по 1 евро в неделю. Размер карманных денег растет вместе с детьми. Подросткам 12-13 лет выдают в среднем 20 евро в месяц, а 16-летним – 50 евро. Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу.
  • В Нидерландах Правительство составило советы, сколько карманных денег выдавать детям. Ребенку 6–8 лет рекомендуется давать максимум 2 евро в неделю, 12-летним — до 20 евро в месяц, 18-летним — до 30 евро/мес.

В России размер карманных денег определяется по усмотрению родителей и зависит от уровня достатка семьи. На мой взгляд, самое главное, чтобы эта сумма соответствовала вашему бюджету.

До 7 лет я давала своей дочери 100 рублей в неделю. Постепенно я увеличивала эту сумму. Сейчас моей дочери 10 лет, и она получает 1 000 рублей в месяц в качестве карманных денег.

Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму

Разговаривайте со своими детьми о деньгах. Привлекайте их к обсуждению семейного бюджета. Раз в месяц выделяйте для этого специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — это ресурс, который нужно зарабатывать. Объясните им, откуда берутся деньги в семье и почему их нужно тратить с умом.

К сожалению, в России только 24% родителей информируют своих детей о семейном бюджете, но не спрашивают их мнения. Только 15 % родителей спрашивают мнение и советы своих детей по поводу семейного бюджета.

Дети лучше понимают значимость денег, если рассказывать про семейный бюджет

Большинство россиян — 61 % — не привлекают своих детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют от них покупать им дорогие вещи и жалуются, когда не получают желаемого.

В нашей семье деньги не являются запретной темой!

Моя дочь участвует в составлении бюджета с 6 лет. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть необходимые расходы, которые нужно оплатить в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю, учитывая потребности и желания всех членов семьи. Если бюджета не хватает, мы обсуждаем расходы, определяем приоритеты и учимся договариваться.

Дети интересуются темой денег. Сайт

Привлекая своих детей к обсуждению бюджета, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их значимость и делаете их финансовыми союзниками.

Как правильно выдавать карманные деньги

Вот пять правил выдачи карманных денег, которые помогут родителям избежать ошибок и вырастить финансово грамотного ребенка!

1. Выдавайте деньги регулярно!

Эксперты говорят, что чем младше ребенок, тем чаще нужно давать ему деньги, например, 1-2 раза в неделю.

Детям постарше следует давать такую же сумму денег 1-2 раза в месяц. Так они научатся планировать свой бюджет и распоряжаться деньгами.

Еще лучше обсудить с ребенком, как часто вы будете давать ему карманные деньги.

Платите своему ребенку вовремя! Нерегулярные выплаты приводят к тому, что цель карманных денег теряется — они должны научиться тратить деньги с умом и пользой.

2. Выдавайте четко оговоренную сумму

Заранее решите с ребенком сколько он будет получать на карманные расходы

Каждый ребенок должен знать, сколько карманных денег он получает и почему. Количество общих денег должно быть постоянным, независимо от поведения ребенка или настроения взрослых. Не давайте больше денег, чем оговорено.

Карманные деньги — это инструмент финансового образования для детей. Если ребенок потратил месячную сумму карманных денег в первый же день и просит еще денег с грустными глазами, не поддавайтесь!

Не тратьте деньги раньше положенного срока. Только так можно научить ребенка распоряжаться своим бюджетом. Если ребенок получает деньги безоговорочно и в больших количествах, он не научится их ценить.

Не раздавайте деньги без разбора, в зависимости от событий или капризов. Так человек во взрослой жизни будет верить в чудеса и ждать, что деньги «свалятся на него».

3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег

Я понимаю, что вы запрещаете ребенку тратить деньги на глупости и ругаете его за покупки, которые считаете ненужными, чтобы показать ему, что деньги — это не игрушка и их нужно тратить с умом! Но вы оказываете детям плохую услугу.

Ребенок, которого чрезмерно опекают родители, чувствует себя беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. Именно отсутствие у детей опыта обращения с деньгами приводит к серьезным финансовым ошибкам и денежным потерям во взрослой жизни.

Строго контролируя расходы своего ребенка, вы показываете ему, что деньги обычно принадлежат ему. Он обязан соглашаться с вашими решениями о расходах и не имеет права голоса.

Таким образом, родители прививают ребенку страх совершать ошибки и чувство незащищенности. Из-за жесткого контроля теряется смысл карманных денег, и ребенок не учится распоряжаться ими самостоятельно.

Не стоит контролировать расходы ребенка, доверяйте его выбору

Совет: Доверяйте решениям своего ребенка. Дайте ему право совершать собственные ошибки.

Первые попытки потратить деньги часто приводят к ошибкам. Но именно так дети приобретают личный опыт, который ценнее любых теоретических знаний и лекций родителей. Мы все учимся гораздо быстрее на своих ошибках

Наша задача как родителей — тонко объяснить детям, как разумно тратить деньги, и обсудить последствия различных покупок.

Дети должны знать, что они получают от родителей совет и поддержку, а не жесткую и строгую критику. У меня нет строгого контроля за расходованием карманных денег.

Раз в месяц, перед тем как выплатить карманные деньги, мы анализируем и обсуждаем покупки моей дочери. Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно ненужные, но я не критикую ее действия. Это личные деньги моей дочери, и она может тратить их, куда захочет.

Карманные деньги детям не нужны. Или нужны? Разбираемся с экспертом

Финансовой грамотности не учат ни в школе, ни в высших учебных заведениях. Вы можете научить ребенка обращаться с деньгами только в семье. Но о карманных деньгах ходит столько мифов, что родителям трудно разобраться самим. Мы спросили у психолога, где правда, а где вымысел.

Мальчик перед витриной с мороженым

Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами

Карманные деньги имеют конкретную цель: научить ребенка быть самостоятельным, грамотно обращаться с деньгами и уметь принимать самостоятельные решения. Этому нужно учить так же, как переходить улицу на зеленый свет или входить в лифт с незнакомыми людьми.

«Дети обязательно должны получать карманные деньги, потому что это неотъемлемая часть жизни. Важно, чтобы они с раннего возраста научились обращаться с деньгами, распоряжаться ими и планировать расходы.

Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м

Чем раньше ребенок научится управлять своими финансами, планировать и контролировать свои расходы, тем лучше. Этому не учат ни в школе, ни в университете. Вот почему многие люди и во взрослом возрасте ведут себя как дети: покупают новый iPhone в кредит, не расплатившись за старый, тратят всю зарплату в первые дни или не откладывают деньги на важные покупки. Ваш ребенок может избежать подобных ошибок, если с раннего возраста научится правильно обращаться с деньгами.

В Гражданском кодексе говорится, что дети могут совершать мелкие сделки с шести лет. Например, они могут купить рожок мороженого в киоске или книгу в магазине.

Давать деньги можно с этого возраста, если ребенок уже знает, для чего они нужны и как с ними обращаться. Это легко проверить: Попросите ребенка сходить в магазин с коротким списком покупок. Вы можете выяснить, понимает ли ваш ребенок цены, сколько он покупает и сколько у него сдачи.

Профи для любой задачи

Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать

Вполне вероятно, что первые «прибыли» первых дней ваш ребенок потратит на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежной платой за воспитание: вашему ребенку придется учиться на собственных ошибках, как обращаться с деньгами. Не ругайте его и не давайте ему больше денег. Вместо этого объясните ему, что он должен быть более внимательным при совершении покупок и планировании своих расходов

«Лучше не контролировать ребенка, а позволить ему совершать ошибки и делать все по-своему. Задача родителя — объяснить ему, как экономить и как тратить, помочь ему обуздать свои желания и показать ему последствия трат и экономии.

Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит

Легко, но не продуктивно, мотивировать ребенка деньгами, чтобы он хорошо учился в школе или выполнял работу по дому. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, рано или поздно они не захотят делать ничего бесплатно: ни читать, ни мыть посуду.

Но вы можете поощрять ребенка делать что-то полезное. Грег Маккеон в своей книге «Эссенциализм» описывает, как он заставил своих детей больше читать.

Мы ввели дома специальную систему. В начале недели каждый ребенок получал 10 жетонов. Один жетон можно было обменять либо на полчаса работы на компьютере или мобильном устройстве, либо на 50 минут. Таким образом, за неделю можно было накопить либо 5 часов у экрана компьютера, либо 5 долларов. За каждые полчаса, проведенные за чтением книги, ребенок мог купить дополнительный жетон, который обеспечивал еще полчаса работы на компьютере или еще 50 минут. И результаты были впечатляющими: дети проводили на 90 процентов меньше времени за экраном, они больше читали, и мы больше не тратили время на то, чтобы контролировать их.

Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка

Подарить ребенку подарок на Новый год или день рождения — это нормально. Но если это происходит слишком часто и без системы, дети считают, что это того не стоит.

Бабушки и дедушки часто «грешат» такими подарками. Объясните родителям, что это может навредить ребенку. Он привыкает носить с собой большие суммы денег и становится небрежным с ними.

Советы о карманных деньгах

Всегда регулярно тратьте деньги. Лучше всего всегда тратить деньги в один и тот же день. Первоклассникам лучше получать деньги раз в неделю — им трудно планировать на длительный срок. Подростки могут получать деньги реже — раз в месяц.

Постарайтесь «забыть» один раз и не давать деньги в «день зарплаты». Если ваш ребенок забывает и об этом, отложите выплату до следующего раза.

Так он научится следить за деньгами и планировать свои расходы.

Когда ребенок просит что-то в магазине, не покупайте это сразу. Предложите ему записать это в список, а затем выбрать то, что он хочет. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.

Научите ребенка экономить. Заведите копилку для денег. Положите в нее картинку того, на что ваш ребенок откладывает деньги, и запишите сумму, которую ему нужно накопить. Когда вы экономите, записывайте свои успехи прямо на бумаге. Можно использовать лист тетрадной бумаги, где каждая клетка соответствует 50 или 100 рублям. Раскрашивайте квадратик каждый раз, когда ребенок кладет в банку определенную сумму, — так легче видеть.

Банка для накоплений

Купите ребенку банковскую карту. Многие банки выпускают специальные карты для детей. Они привязаны к счету родителей, и вы можете установить лимит расходов и проверять траты ребенка по телефону. Таким образом, ваш ребенок научится пользоваться современными способами оплаты и совершать покупки в Интернете.

Предложите заработать деньги. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. Заключайте трудовой договор с 14 лет. В этом возрасте дети могут начать зарабатывать деньги — например, раздавая листовки или работая курьером. Таким образом, ваш ребенок узнает ценность денег на собственном опыте.

Начните тратить с умом

Пользоваться списком покупок

Список обычно помогает им запомнить, что им нужно, но он также может уберечь вас от ненужных покупок. Использовать список в приложении очень просто: Вы можете синхронизировать его со всеми устройствами семьи и в режиме реального времени отмечать, что уже куплено, а чего еще не хватает.

Расплачиваться наличными

Банковские карты — это современный и практичный инструмент. Легче следить за своими расходами, когда в кошельке есть наличные. Финансовый эксперт и автор книг Дэйв Рэмси сообщает о результатах исследования, которое показало, что клиенты, расплачивающиеся картой в кафе, тратят от 42% до 178% больше, чем клиенты с наличными. Психологически легче расставаться с деньгами на банковском счете, потому что их движение незаметно. Лучше хранить деньги на карте и снимать запланированную сумму перед походом в кино, кафе или магазин.

Выдерживать паузу

Для мелких покупок рекомендуется обдумать решение в течение 10 секунд: «Действительно ли стоит сейчас купить шоколадку/конфету на кассе? Для крупных покупок стоит подумать об этом в течение месяца.

Углубите знания в области финансов

Мы включили в книгу бестселлеры по управлению деньгами, написанные несколько десятилетий назад, а также несколько современных руководств, опубликованных компанией Alpina.

Идеи книги Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне» легли в основу нескольких пособий по финансовому менеджменту. Используя ситуации из жизни древних купцов, автор рассказывает о правилах управления деньгами.

Книга Наполеона Хилла «Думай и богатей» была впервые опубликована в 1937 году. Вот уже более 80 лет книга является одним из деловых бестселлеров и показывает, как добиться успеха в любом деле.

📗 «Какебо» отражает японскую систему семейного бюджетирования. Она помогает понять, почему вам не хватает денег, и включает удобный инструмент для отслеживания финансов вашей семьи — «Паспорт Kakebo».

📙 Авторы Гари Бельски и Томас Гилович предлагают читателям ответить на вопросы и найти решения в различных ситуациях, а затем проанализировать их. Книга «Психологические ловушки денег» поможет вам сломать шаблоны неэффективного мышления и научиться принимать рациональные решения.

В книге «Основы финансовой грамотности» инвестор Артем Богдашевский объясняет, как рассчитывать расходы и получать пассивный доход с помощью облигаций.

Что запомнить

  • Чтобы научиться пользоваться деньгами, нужно время и деньги. Поэтому чем раньше вы начнёте тренироваться, тем лучше. ‍
  • Как и на что уходят деньги, стоит разобраться на примере собственной семьи — это самый простой и эффективный способ начать решать реальные финансовые задачи. ‍
  • Вести учёт денег легче, если пользоваться приложением. Статистика и графики помогут увидеть, на чём можно сэкономить и почему не удаётся накопить. ‍
  • Чтобы научиться откладывать деньги и жить по средствам, стоит попробовать несколько разных схем и выработать свою. ‍
  • Если рассчитываться наличными, денег будет уходить меньше. ‍
  • Перед покупкой полезно брать тайм-аут, чтобы взвесить всё «за» и «против»: чем выше цена приобретения, тем больше времени следует отвести на раздумья.

Основная идея управления финансами — хорошо знать свой бюджет и следить за тем, чтобы доходы не превышали расходы.

Начните с себя

Имеет ли смысл родителям запрещать своему ребенку убирать телефон и есть перед телевизором? То же самое относится и к финансовой грамотности.

Финансовая грамотность касается взрослых:

  • вести учет доходов и расходов;
  • не тратить больше, чем зарабатываешь;
  • не брать беспорядочно кредиты;
  • использовать финансовые инструменты для сбережения и накопления денег;
  • иметь финансовую «подушку безопасности»;
  • знать, где найти нужную информацию о финансах и финансовых инструментах;
  • выяснить, куда стоит обратиться, если ваши финансовые права нарушены.

Если родители берут кредиты на покупку предметов роскоши, но пренебрегают накоплениями, попеременно выбрасывают деньги на ветер и экономят, смогут ли они научить своего ребенка разумно распоряжаться деньгами? Важно, чтобы взрослые, на которых равняются дети, разумно относились к своим расходам, были финансово благоразумны и контролировали свои доходы и расходы.

Копилка, вишлист или журнал желаний

Экономия — важная часть финансовой грамотности. И всегда лучше откладывать деньги на свои мечты в красивую копилку. Так ваш ребенок сможет видеть, как она наполняется, и прежде чем что-то купить, он сможет разбить ее и поставить точку в этой истории. Это хороший ритуал. Самое главное — никогда не берите деньги из копилки на совместные семейные расходы. Это личные финансы, и к ним следует относиться с уважением.

Вы можете обуздать безграничную фантазию вашего ребенка с помощью списка розыгрышей. Пусть ребенок запишет на нем все свои желания и расставит их по приоритетам. Это поможет ему ставить цели и строить планы по их достижению в будущем.

Учите зарабатывать и преумножать

Выигранные деньги всегда ценнее. Как только ребенок приходит и говорит: «Заработанные деньги ценнее заработанных: «Мама/папа, я хочу выиграть деньги!», важно сразу же дать ему возможность сделать это. По сравнению с американскими детьми, где предпринимательство поощряется уже в детском саду, наши дети сильно отстают в этом отношении. И все же в этой стране тема детей и денег покрыта позором и табу. Пора это изменить, потому что продажа лимонада, разнос газет, изготовление керамики вполне могут быть источником дохода. Мытье машины, уборка офиса, подметание крыльца. Все это — способ заработать деньги для сына. Но важно помнить, что есть работа, которую он должен делать, а есть та, за которую я готов платить. Например, полировка плинтусов лаком или тщательная чистка стульев ушной палочкой. Поверьте, когда ребенок начинает сам зарабатывать деньги, он сразу становится более бережливым».

Научите тратить деньги

По мнению экспертов, также важно привлекать ребенка к участию в семейном бюджете. Четырех-пятилетние дети должны предлагать ему десяти-пятнадцатипроцентную долю расходов на школьные кружки и секции. Понятно, что в этом случае вам придется увеличить карманные деньги для финансирования своих интересов, но это важный шаг в обучении финансовой грамотности.

Возможно, это звучит немного абсурдно — давать деньги, а потом забирать их, но, участвуя в расходах на свои увлечения, ваш ребенок приобретет бесценный опыт ответственного использования денег. Когда сын или дочь видит свои доходы и расходы, ему легче разобраться в финансовых потоках и с большей вероятностью задуматься о том, какие интересы действительно важны.

Конечно, каждая семья может сама решать, давать ли детям карманные деньги или подождать. Самое главное — помнить, что финансовые знания и умение распоряжаться деньгами — это обычные знания и навыки, которым важно и нужно учиться. И они всегда пригодятся в жизни.

Сколько мы стали давать денег и на что

Однажды я разговаривала со своими двумя дочерьми и предложила им такой план: мы подсчитываем наши ежемесячные расходы, и в первый день каждого месяца я даю им эту сумму. С этого момента они сами планируют свой бюджет, ходят по магазинам, откладывают деньги на более крупные покупки и оставляют родителей в покое.

Мы решили, что питание и гигиена останутся за взрослыми, а за все остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта и цены

Во время эксперимента мы жили в Италии, поэтому все расходы мы рассчитывали в евро и в местных ценах. Чтобы читателю было проще, я перевела все в рубли, но цены все равно могут показаться непривычными. Кроме того, с тех пор прошло шесть лет, и цены на многие товары и услуги изменились. Это не влияет на содержание эксперимента, но не удивляйтесь.

Чтобы узнать, сколько денег нам нужно, разделим все расходы на две категории: ежемесячные расходы и все остальные расходы. Все остальные расходы в течение года складываются и делятся на 12 месяцев. Эту сумму мы добавляем к ежемесячным расходам и таким образом получаем цифру.

Ирина зафиксировала решения в блокноте, чтобы потом было проще вспоминать и анализировать

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 €⁣ ( 4774

  • Р ). Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 €⁣ ( 7161
  • Р ), в месяц. Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи. Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения. Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2—3 года . При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете. Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

    Итоги первого месяца

    С 1 января я начала давать деньги своим дочерям, по 150 евро в месяц. Вначале нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят все на наркотики, выпивку и покупки через приложение. Юлия и Ирина боялись, что не смогут распорядиться деньгами разумно и попадут в беду.

    В первый месяц они почти ничего не купили. Когда вместе отправились на традиционный базар, чтобы обновить гардероб, потратили около 20 евро каждая. За это они три раза в месяц ходили в магазин красок и покупали краски, холсты и специальные ручки, на которые я всегда откладывала деньги, но которые им были крайне необходимы.

    Юля установила в телефон программу, чтобы вести свой бюджет

    Когда после каникул мои дочери пошли в школу, оказалось, что Ирине нужно купить канцтовары и книгу для учебы. Она пришла ко мне и попросила покрыть расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 евро. С февраля я дал им 175 евро (13 924 пенса).
    В конце первого месяца у них осталось около 50 евро. В течение месяца я не услышал ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы с удовольствием ходили по магазинам как друзья и расплачивались своими кошельками. Самая младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжался.

    Впечатления за 4 месяца эксперимента

    Особенно меня радовало то, что отношения в семье улучшились. Больше не было обвинений в чрезмерных тратах или обид на то, что я кому-то что-то не купила. Покупки превратились из муки в удовольствие, и между нами стало меньше поводов для конфликтов.

    Мне стало легче планировать свой бюджет. У меня была определенная, фиксированная сумма, которую я могла потратить на детей, и я знала, что рваная куртка или сломанный телефон не появятся внезапно. Мы договорились о кредите на такие случаи, но обе дочери стали бережнее относиться к своим вещам.

    Покупки девочек: косметика, модная одежда и игрушки — то, на что маме всегда было жаль денег

    Иногда у меня возникало ощущение, что они все делают неправильно, и мне хотелось вмешаться или хотя бы дать совет. Но я сдерживался, потому что знал, что это испортит весь эксперимент. Самыми трудными были первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила моя младшая дочь, и старалась не думать о том, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что случилось со старым. Однажды они купили машинку с дистанционным управлением и новый домик для собаки, хотя никто об этом не просил и это не входило в их бюджет. На 8 марта моя младшая подарила мне флакон духов. Когда мы говорили о том, куда хотим поехать в отпуск, мои дочери были серьезно настроены внести свои деньги в общую стоимость поездки. Я заметила, что они стали серьезнее относиться к теме денег и вообще повзрослели за эти месяцы. Вот что они сказали о нашем эксперименте четыре месяца спустя Ирина, 14 лет: «Я чувствую себя комфортно, не прося маму ни о чем. Я трачу деньги в основном на одежду, телефон, развлечения и сладости. У меня стало больше одежды, и теперь я покупаю больше вещей, которые мне нравятся. Раньше я тратил примерно столько же, но немного реже и не так, как раньше. Моя мать покупала то, что, по ее мнению, мне нужно, а не то, что нужно мне. Я не чувствовала, что могу купить себе что-то хорошее. А теперь я могу. Я потихоньку откладываю деньги, и у меня есть как минимум 100 евро на всякий случай, и эта сумма постепенно увеличивается». Юлия, 16 лет: «Мне нравится, что я могу сама распоряжаться своим бюджетом. Я трачу то, что хочу: компьютер, еду, одежду, игрушки и различные мелкие предметы обстановки. Каждый месяц я откладываю 100 евро на более крупные покупки. В этом месяце я купил новый блок питания для своего компьютера. Я откладываю деньги, чтобы сделать татуировку. Раньше я записывал все свои расходы, а теперь просто слежу за тем, чтобы не потратить все сразу, и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня в кармане было хотя бы 20 евро.

  • Оцените статью
    womansinfo.ru