Адаптация ребенка к детскому саду – сложное испытание! Общие рекомендации, этапы и варианты адаптации ребёнка к детскому саду

0 3


Каждый ребенок адаптируется к детскому саду по-своему. И если одни легко переносят разлуку с родителями, то другие еще долго привыкают к изменившейся обстановке.

В любом случае это стресс для детей, ведь их жизнь претерпевает серьезные изменения: отныне они в отсутствии мам и пап, вынуждены соблюдать четкий распорядок дня, взаимодействовать с другими детьми и «чужими» взрослыми, выполняя их требования. Поэтому воспитатели советуют родителям первое время не оставлять малышей в дошкольном коллективе на целый день и как можно раньше забирать их домой. Вначале можно оставить ребенка на несколько часов, и постепенно увеличивать время пребывания в группе.

К чему родителям нужно быть готовыми, отдавая ребенка в детский сад:

• нарушения сна (ребенок просыпается несколько раз за ночь и отказывается вновь засыпать);

• плохой аппетит (полный отказ от пищи или только от незнакомых блюд);

• временная «потеря» имеющихся умений (ребенок перестает проситься на горшок, самостоятельно одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами и т.д.);

• снижение активности (если ранее ребенок не мог «усидеть на месте») или проявление агрессивности у спокойных малышей.

Важно понимать, что подобные проблемы существенно сгладятся или вовсе исчезнут, как только завершится адаптационный процесс.

Сон в детском саду

Дневной сон может стать для вашего чада настоящим испытанием, и все потому, что для него он мало чем отличается от отдыха в ночные часы, и после пробуждения многие малыши зачастую не помнят, что они не дома, и этого пугаются. Для маленьких детей, живущих одним днем, в силу своего возраста не доступны такие понятия как «завтра», «вчера», и по окончанию дневного сна у них «начинается» следующий день. Поэтому, в начале посещения детского сада уместно забирать ребенка до послеобеденного отдыха.

Частые болезни

Не удивляйтесь тому, что буквально с первых дней пребывания в незнакомом детском коллективе, малыш будет болеть чаще обычного. И это вполне объяснимо: на общее самочувствие влияет отрыв от родителей, изменения в режиме дня, взаимодействие с другими детьми и их микрофлорой, встреча с незнакомыми бактериями, вирусами. Таким образом, снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям у малышей, не что иное, как вполне естественный момент в адаптации, благоприятствующий «тренировке» и укреплению иммунитета. Поэтому отбросьте любые тревожные мысли о том, что: воспитатели «недосмотрели», «оставили детей на сквозняке», «по группе гуляют инфекции», и поэтому ребенок подозрительно часто болеет. Общее ухудшение самочувствия также может свидетельствовать о перегрузке в физическом и психологическом плане, пребывании в стрессе. Можно сказать, что малыш находится в «пограничном состоянии», между здоровьем и болезнью, то есть в ближайшие дни он или, в самом деле, заболеет (если стресс будет ярко выражен), или ничего не произойдет (если родители постараются максимально облегчить стресс).

При этом дошкольное учреждение – наиболее подходящее место, где можно переболеть различными разовыми болезнями (в их числе краснуха и ветряная оспа), ведь эти недуги именно в детском возрасте легко переносятся и «закаляют» иммунитет на всю жизнь.

«Слезы по утрам»

Известны случаи, когда малыши, посещавшие вначале детский сад с удовольствием, неожиданно для родителей начинали демонстрировать свое нежелание туда ходить: они с большим трудом вставали по утрам с постели, сопровождая свой подъем слезами, не хотели одеваться, выполнять любые гигиенические процедуры, а при расставании устраивали истерики. Подобная ситуация должна подтолкнуть родителей к размышлениям: чем обусловлено подобное поведение, выяснить у воспитателей, меняется ли поведение ребенка после вашего ухода (не редко отмечают, что дети моментально успокаиваются, как только мама или папа исчезают за дверью), понаблюдать, как складывается у него общение со сверстниками. Подобное положение дел (а точнее столкновение с первыми трудностями) можно списать также на адаптацию – ребенок в этот момент начинает осознавать, что в детском саду он будет не только весело проводить время, но ему придется следовать определенным правилам, прикладывать усилия, чтобы расположить к себе детей, выполнять чьи-то просьбы. Также многие воспитатели вначале, когда ребенок только еще привыкает к новым условиям, стараются всячески смягчить, сгладить для него некоторые моменты, как можно меньше с него требовать, кроме того сам малыш не желает выходить за рамки дозволенного, так как еще не совсем освоился. Но после того как у чада прибавляется смелости, и правила для него по завершению адаптации начинают действовать в полную силу, малыш вдруг знакомится с первыми запретами, которые его очень расстраивают, отсюда разочарования, неудовлетворенность жизнью в детском саду.

Манипуляция

Окончательно решив отдать чадо в дошкольное учреждение, оставайтесь верны своим благим намерениям и будьте последовательны в действиях. Ребенок будет капризничать, и выражать негативные эмоции, но с этим лучше столкнуться и справиться вначале, дабы облегчить участь себе и своему малышу. Отмечая подобную стабильность и выдержанность в поведении взрослых, ребенок обретает чувство предсказуемости окружающей действительности, это поможет ему определять границы дозволенного, что в столь юном возрасте необходимо. Давая ребенку манипулировать собой, вы тем самым запутываете его, он начинает ощущать незащищенность, ведь если взрослые с легкостью делают все так, как он хочет, значит, они не смогут его оградить от его же порывов, неумения контролировать свои желания. Между тем именно родители выступают для своих детей главной опорой и гарантом безопасности.

Отсутствие желания уходить из сада

Взрослых может озадачить прямо противоположная реакция ребенка на детский сад, а точнее излишняя увлеченность им, когда чадо не желает возвращаться домой и все его разговоры посвящены происходящему в стенах дошкольного учреждения. Мамы и папы могут даже почувствовать, будто ребенок в них отныне не нуждается, однако это не так. Подобное поведение указывает на то, что вы пользуетесь доверием у крохи: он полон уверенности, что вы не исчезните из его жизни, пока он погружен в исследование окружающего мира. Когда ребенок уважает воспитателя и питает к нему добрые чувства, в этом нет ничего плохого, это не повод для ревности, ведь ни один, даже самый образцовый преподаватель, не заменит ребенку родителей.

Рекомендации по упрощению адаптационного процесса

1) Создаем положительный образ дошкольного учреждения. Если ребенок интересуется местом, где он будет отныне проводить большую часть своего времени, постарайтесь представить детское учреждение в более выгодном свете, рассказав малышу преимущественно хорошее о нем. Но прежде всего в доступной форме объясните ему, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему так важно его посещать. Поделитесь с ним воспоминаниями о своих «детсадовских буднях», приятными впечатлениями от садика, куда вы собираетесь его отдать. Человек устроен таким образом, что на восприятие того или иного события влияет настрой, таким образом, если ребенку будут предоставлены преимущественно положительные факты об предстоящем мероприятии, он вероятнее всего одобрит ваш выбор и изъявит желание посетить. Однако и здесь важно не переусердствовать, расписывая все в ярких тонах, в противном случае, если ожидания чада не совпадут с действительностью, он может сильно разочароваться.

2) Ребенок должен больше знать о том, как изменится его жизнь, когда он начнет ходить в детский сад, каким правилам придется следовать, в какое окружение попадет, с какими трудностями он может столкнуться. Чадо не будет тревожиться, когда он окажется в обстановке, которая на словах будет ему знакома и понятна.

3) Поведайте чаду о тех преимуществах, которые он получит в детском саду, об интересных занятиях и делах, ожидающих там (сможет завести новых друзей, научится рисовать и танцевать, у него появятся другие игрушки и возможность с ними поиграть и т.д.).

4) Постарайтесь водить малыша в сад регулярно, так он сможет быстрее приспособиться к новому ритму жизни, влиться в ряды дошколят, осознать, что это будет повторяться ежедневно. Если он будет посещать сад «от случая к случаю», у ребенка сложится неправильное представление, о том, что все нестабильно, и с ним завтра может произойти все что угодно. Исключительно уважительная причина (например, болезнь) может явиться основанием неявки в детский сад. Не стоит обещать малышу награду, за каждое посещение садика, в противном случае вы можете столкнуться с шантажом с его стороны.

5) Сопровождайте момент расставания с ребенком шутками и весельем. Заверьте чадо, что в его отсутствие будете скучать. Многие родители совершают ошибку, пытаясь уйти, в тот момент, когда малыш чем-то занят. Ведь игра в скором времени наскучит, и он поймет, что мама или папа ушли, а когда вернутся неизвестно. Подобная ситуация может не на шутку испугать ребенка, и у него закрадется страх, что он хоть когда может остаться один, это в свою очередь приведет к сильной психологической травме. А следующие попытки отлучиться будут непременно сопровождаться плачем и криками.

6) Подбадривайте малыша убеждением, что теперь он стал взрослым, самостоятельным, и поэтому у него появилась новая обязанность — посещать детский сад, как у родителей, которые должны ходить на работу. Тогда у ребенка сложится представление о садике, как о своеобразно «работе» для ребят: «папа трудится шахтером, а мама – учителем, а я буду «работать» дошкольником, ведь я уже совсем большой».

7) Всегда спрашивайте у воспитателя, как ребенок засыпает днем, и если обнаружатся какие-либо трудности, постарайтесь исправить ситуацию, к примеру, вручив малышу любимую игрушку или любую вещь из дома с которой он будет спать. Ведь именно благодаря этой вещи, которая будет напоминать о доме и маме, он приобретет чувство защищенности, быстрее сможет успокоиться в малознакомой обстановке.

8) Не забывайте интересоваться у крохи, как прошел его день в садике. Акцентируйте внимание на приятных воспоминаниях и обсуждайте их. Так вы окончательно зафиксируете положительное восприятие о детском саде. Уместно предварительно узнать у воспитателя обо всех интересных событиях за прошедший день, как отличился ваш ребенок (ведь если он совсем мал, то может забыть даже про самое яркое происшествие или просто не сможет его объяснить).

9) Приблизьте домашние условия к режиму дошкольного учреждения, подстройте быт ребенка под распорядок дня в саду, включив в него: обязательные завтраки, дневной сон, прогулки на свежем воздухе, уход ко сну в одно время (но не позже 9 часов вечера).

10) Контролируйте свое эмоциональное состояние. Кроха обязательно почувствует, как вы приняли для себя факт того, что он начнет посещать детский сад. Если вас будет мучить чувство вины перед ребенком за то, что вы его «сдали чужим тетям», а в вашей речи будут проскальзывать негативные отзывы о детском саде, чадо обязательно «откликнется» на подобные переживания тревогой, это может вылиться в настоящую истерику.

11) Не стесняйтесь обращаться к психологу за консультацией, если в процессе адаптации малыш столкнется со сложностями, главное опишите ему ситуацию со всеми подробностями.

К благоприятным факторам, облегчающим адаптацию ребенка, можно отнести:

• сформированные основные навыки самообслуживания (в их числе: умение самостоятельно кушать, одеваться, выражать свои потребности);

• коммуникабельность;

• опыт (пусть даже небольшой) посещения массовых, детских мероприятий, развивающих групп;

• опыт общения с братьями, сестрами, которые ходят в детский сад и получают от этого удовольствие.

Осложнить процесс приспособления к новым условиям в детском учреждении может: развод родителей, срочная смена места жительства, пополнение в семье, частые болезни и наличие хронических недугов, негативный опыт посещения детского сада в прошлом.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.